В ОЖИДАНИИ ВАРВАРОВ | ЕГОР ФЕДОРИЧЕВ

Посещение персональной выставки Егора Федоричева "В ожидании варваров" в пространстве fābula hangar.

Искусство и культура 0+

Империя греческого поэта Константиноса Кавафиса (1863–1933 гг.) – это запущенный мир на той стадии упадка, когда чувство горечи ослабляется привычностью разложения. В его основе – фундаментальное для греческой и римской цивилизаций противопоставление эллинов и варваров. 

Так, для Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) отношение грека и варвара – господина и раба – базис устройства античного общества. «Варвар и раб тождественные понятия». Раб «по природе» – «орудие» господина. Орудие (артефакт) не способно развитию, то есть к свободному движению к собственным целям. Раб существует благодаря исполнению воли извне. Природа, как и свободный гражданин, не нуждается во внешнем стимуле для роста и движения

К. Кавафис переворачивает отношение варвара и эллина. Отныне варвар руководит словно свободный «по природе» – он оборачивается законодателем в «метафорической» империи Кавафиса. Эллин, в свою очередь, оказывается неспособным к свободному целеполаганию и проектированию собственного будущего. Империя оказывается экзистенциально зависимой от наличия варваров на горизонте своего планирования. Эта зависимость опускает Империю на уровень зависимого от внешних факторов раба и поднимает варвара на высоту господина, приковывающего к себе взгляд несвободного. Свидетельства этой трансформации: события сегодняшних дней – от военных действий в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, отвлекающих население от проблемы стратегического кризиса европейской цивилизации, до проектов био- и гендерной трансформации, оставляющих обывателю единственную альтернативу – принятие своей «артефактной» (рабской) природы посредством добровольно-принудительной трансформации собственного тела и идентичности. 

Ведущая аллегория в искусстве Егора Федоричева – это «состояние воздуха перед грозой». «Это – пространство остановившегося времени, чувство, что что-то произойдет, хоть и нет физических предпосылок к этому. Поэтому я обращаюсь к пейзажу – к тонкой, даже призрачной горизонтальной линии вдалеке, разделяющей два разных пространства» – говорит художник. 

Работы Егора Федоричева ставят зрителя в положение эллина Кавафиса – человека, чей взгляд прикован к линии горизонта, в ожидании события извне, которое спроектирует жизнь, будущее и идентичность за него. Как эллин Кавафиса не замечает свёртывания времени, так зритель не замечает сжатия живописного пространства. 

«Мы смотрим на горизонт и ждём, что с лучами солнца что-то появится, и это появление неизбежно, оно ощущается. Пока мы смотрим завороженно вдаль, в саму тишину дали, мы не замечаем, как пространство с краёв сжимается, оно будто зарастает совсем иной материей. Нечто медленно сжимает пространство пейзажа в своих когтях» – говорит художник. 

Он использует промышленный битум (переработанную нефть) символически – это и застывшая тысячелетняя история организмов, и исчерпаемый ресурс земли, и шаткий базис мировой экономики. Битумные мазки нанесены на пейзаж так же неизбежно и властно, как цивилизационный кризис вторгается в римскую эпоху и современный ландшафт. Битумные слои – это не символ изобилия нефтяных скважин, а выражение экзистенциально опасной ситуации современного государства: там, где требуются фундаментальные стратегические изменения, «эллин» продолжает смотреть вдаль и ждать.

Анна Малютина

Партнеры проекта:

 

 

A close-up of a logo Description automatically generated

MYTH Gallery, Санкт Петербург

A white letter on a gray background Description automatically generated

Фонд поддержки современного искусства «СФЕРА», Москва

Медиа партнер проекта:

A logo of a company Description automatically generated

ArtTube.ru

О художнике:

  • Егор Федоричев

Егор Федоричев родился в 1988 в Омске (Россия). Окончил Художественно-промышленный колледж (Омск), Российскую академию театрального искусства ГИТИС (Москва), Институт проблем современного искусства (Москва) и Школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко (мастерская Сергея Браткова, Москва).

О галерее:

  • галерея fābula

Мы основали галерею fābula, чтобы в одном пространстве объединить современное искусство и коллекционный дизайн. Граница между этими сферами условна и часто измеряется функциональностью объекта. Мы верим в необходимость синтеза всех форм художественной деятельности: взаимодействие объектов, окружающих нас, создает новые смыслы и истории, которые мы проживаем.

Авторы, которые сотрудничают с fābula, относятся к разным поколениям и работают с различными медиа и техниками, но их роднит схожесть творческого метода. Нам близок мягкий*, недогматичный подход к истории искусства и мы распространяем его на нашу коллекцию. Выстраивая смысловую линию экспозиции, мы собираем набор образов, экспериментируем с вероятными связями, которые возникают между предметами.

Галерея fābula также функционирует как кураторская платформа в сфере коллекционного дизайна. Наша цель — развитие и популяризация коллекционного дизайна в России. Мы поддерживаем молодых авторов из России и Европы, включая их объекты в свою коллекцию оффлайн и онлайн. Помимо воплощения собственной программы групповых и сольных выставок, мы сотрудничаем с международными институциями и участвует в ведущих мировых ярмарках современного искусства и дизайна.

 

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 2 декабря 2023 в 15:00

Москва
fābula hangar: ул. Нижняя Красносельская, 13 с1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

По номеру с вами свяжется организатор

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов