В ОЖИДАНИИ ВАРВАРОВ | ЕГОР ФЕДОРИЧЕВ

Посещение персональной выставки Егора Федоричева "В ожидании варваров" в пространстве fābula hangar.

Искусство и культура 0+

Империя греческого поэта Константиноса Кавафиса (1863–1933 гг.) – это запущенный мир на той стадии упадка, когда чувство горечи ослабляется привычностью разложения. В его основе – фундаментальное для греческой и римской цивилизаций противопоставление эллинов и варваров. 

Так, для Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) отношение грека и варвара – господина и раба – базис устройства античного общества. «Варвар и раб тождественные понятия». Раб «по природе» – «орудие» господина. Орудие (артефакт) не способно развитию, то есть к свободному движению к собственным целям. Раб существует благодаря исполнению воли извне. Природа, как и свободный гражданин, не нуждается во внешнем стимуле для роста и движения

К. Кавафис переворачивает отношение варвара и эллина. Отныне варвар руководит словно свободный «по природе» – он оборачивается законодателем в «метафорической» империи Кавафиса. Эллин, в свою очередь, оказывается неспособным к свободному целеполаганию и проектированию собственного будущего. Империя оказывается экзистенциально зависимой от наличия варваров на горизонте своего планирования. Эта зависимость опускает Империю на уровень зависимого от внешних факторов раба и поднимает варвара на высоту господина, приковывающего к себе взгляд несвободного. Свидетельства этой трансформации: события сегодняшних дней – от военных действий в Восточной Европе и на Ближнем Востоке, отвлекающих население от проблемы стратегического кризиса европейской цивилизации, до проектов био- и гендерной трансформации, оставляющих обывателю единственную альтернативу – принятие своей «артефактной» (рабской) природы посредством добровольно-принудительной трансформации собственного тела и идентичности. 

Ведущая аллегория в искусстве Егора Федоричева – это «состояние воздуха перед грозой». «Это – пространство остановившегося времени, чувство, что что-то произойдет, хоть и нет физических предпосылок к этому. Поэтому я обращаюсь к пейзажу – к тонкой, даже призрачной горизонтальной линии вдалеке, разделяющей два разных пространства» – говорит художник. 

Работы Егора Федоричева ставят зрителя в положение эллина Кавафиса – человека, чей взгляд прикован к линии горизонта, в ожидании события извне, которое спроектирует жизнь, будущее и идентичность за него. Как эллин Кавафиса не замечает свёртывания времени, так зритель не замечает сжатия живописного пространства. 

«Мы смотрим на горизонт и ждём, что с лучами солнца что-то появится, и это появление неизбежно, оно ощущается. Пока мы смотрим завороженно вдаль, в саму тишину дали, мы не замечаем, как пространство с краёв сжимается, оно будто зарастает совсем иной материей. Нечто медленно сжимает пространство пейзажа в своих когтях» – говорит художник. 

Он использует промышленный битум (переработанную нефть) символически – это и застывшая тысячелетняя история организмов, и исчерпаемый ресурс земли, и шаткий базис мировой экономики. Битумные мазки нанесены на пейзаж так же неизбежно и властно, как цивилизационный кризис вторгается в римскую эпоху и современный ландшафт. Битумные слои – это не символ изобилия нефтяных скважин, а выражение экзистенциально опасной ситуации современного государства: там, где требуются фундаментальные стратегические изменения, «эллин» продолжает смотреть вдаль и ждать.

Анна Малютина

Партнеры проекта:

 

 

A close-up of a logo Description automatically generated

MYTH Gallery, Санкт Петербург

A white letter on a gray background Description automatically generated

Фонд поддержки современного искусства «СФЕРА», Москва

Медиа партнер проекта:

A logo of a company Description automatically generated

ArtTube.ru

О художнике:

  • Егор Федоричев

Егор Федоричев родился в 1988 в Омске (Россия). Окончил Художественно-промышленный колледж (Омск), Российскую академию театрального искусства ГИТИС (Москва), Институт проблем современного искусства (Москва) и Школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко (мастерская Сергея Браткова, Москва).

О галерее:

  • галерея fābula

Мы основали галерею fābula, чтобы в одном пространстве объединить современное искусство и коллекционный дизайн. Граница между этими сферами условна и часто измеряется функциональностью объекта. Мы верим в необходимость синтеза всех форм художественной деятельности: взаимодействие объектов, окружающих нас, создает новые смыслы и истории, которые мы проживаем.

Авторы, которые сотрудничают с fābula, относятся к разным поколениям и работают с различными медиа и техниками, но их роднит схожесть творческого метода. Нам близок мягкий*, недогматичный подход к истории искусства и мы распространяем его на нашу коллекцию. Выстраивая смысловую линию экспозиции, мы собираем набор образов, экспериментируем с вероятными связями, которые возникают между предметами.

Галерея fābula также функционирует как кураторская платформа в сфере коллекционного дизайна. Наша цель — развитие и популяризация коллекционного дизайна в России. Мы поддерживаем молодых авторов из России и Европы, включая их объекты в свою коллекцию оффлайн и онлайн. Помимо воплощения собственной программы групповых и сольных выставок, мы сотрудничаем с международными институциями и участвует в ведущих мировых ярмарках современного искусства и дизайна.

 

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 2 декабря 2023 в 15:00

Москва
fābula hangar: ул. Нижняя Красносельская, 13 с1
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов